Энвер Сейтхалилов - откаты в НАК НАФТОГАЗ
Вождь пролетарской революции Владимир Ильич Ленин утверждал, что
при социализме каждая кухарка сможет управлять государством. Суровая современная
действительность подтверждает, что со сменой политического строя ситуация не
изменилась: руководить газотранспортной компанией национального масштаба
запросто могут физкультурник, торгаш и военный строитель. Причем в результате
этого руководства Украина может запросто лишиться своей главной гордости -
транзитной газовой трубы. Во всяком случае, именно такие выводы напрашиваются
после знакомства с запросом депутатов от Партии регионов от 11 июля 2008 года.


Как следует из документа, когда в феврале 2008 года в дочернюю компанию «Укртрансгаз»
НАК «Нафтогаз Украины» пришел новый заместитель по капитальному строительству и
материально-техническому обеспечению Энвер (или как он сам себя называет -
Эрнест) Сейтхалилов, мало кто мог предположить, что этот невзрачный, средних лет
мужчина в скором времени станет теневым руководителем стратегической госкомпании
и переключит на себя все финансовые потоки, создав при этом тотальную систему
так называемых «откатов».
Уроженец Николаева Сейтхалилов Энвер (Эрнес) Синаверович, окончил в 1991 году
высшее военно-строительное училище,
пишет сайт ОРД. Уже
через три года, в разгар эпохи дикого капитализма, наш герой вернулся в Николаев
и подался в частный бизнес.Работал директором ряда коммерческих структур, в
результате удачно проведенной приватизации стал владельцем металлобазы ОАО «Украгрооборудование»,
которое в 2002 году вошло в сбытовое подразделение бизнес-империи Виталия
Гайдука и было переименовано в «УГМК-Николаев». Сам Сейтхалилов остался младшим
бизнес-партнером ИСД, сохранив за собой 20% акций предприятия. Правда, в апреле
2007 года ему пришлось сменить место работы и возглавить «Украинскую
инвестиционно-строительную компанию «Новоград». По имеющейся у ОРД информации,
Сейтхалилов уступил свои акции Гайдуку, а тот в качестве компенсации пообещал
неудавшемуся строителю «на кормление» должность в одной из крупных
государственных компаний. Выбор пал на ДК «Укртрансгаз».
С первых дней на новом месте Энвер Сейтхалилов, рассудив, что реальную власть
могут обеспечить только деньги, начал создавать в «Укртрансгазе» параллельную
систему финансирования. Теперь для того, чтобы договора, заключаемые самой
компанией или ее филиалами, были подкреплены материально, руководителям
подразделений требовалось «отдать взад» определенную их часть. В качестве
минимума было решено брать 30% от суммы, а для некоторых категорий договоров,
как, например, договоры страхования, «откаты» достигли 80%. Убеждать подчиненных
не поднимать шум, лучше всего, опираясь на авторитет руководства, и Сейтхалилов
мотивировал необходимость «откатов» распоряжениями руководителя НАК «Нафтогаз
Украины» Олега Дубины и его заместителя Виталия Гнатушенко. Дошло до того, что
задачи по сбору средств от руководителей подразделений и филиалов начали
ставиться на служебных совещаниях и чуть ли не отражаться в протоколах заседаний!
В скором времени Энвер Сейтхалилов возглавил и Тендерный комитет компании, после
чего финансовые потоки компании еще более упорядочились, а все посторонние
денежные ручейки были перекрыты. С этого момента в компании «Укртрансгаз» все
знали, что для того, чтобы выиграть тендер, нужно лично пообщаться с господином
Сейтхалиловым. Если предварительно не сошлись в сумме отката, нечего участвовать
в тендере, да и документы на участие в тендере никто даже принимать не станет.
Естественно, одному справиться с такой сложной машиной Сейтхалилову стало сложно,
и он привлек к участию в схеме руководителя департамента инвестиций,
капитального строительства и ремонта Анатолия Алексеенко и главу департамента
материально-технического обеспечения Олега Кирпота.Руководители департаментов в
«Укртрансгазе» люди крайне любопытные: Алексеенко начинал свою деятельность
методистом по физкультуре и спорту в Институте Химии АН УССР и даже был членом
сборной СССР по военно-прикладному многоборью, а Олег Кирпот, окончив Полтавский
кооперативный институт, постигал основы маркетинга в советской торговле,
достигнув должности директора магазина «Сельхозпродукты». Очевидно, что
подручные Сейтхалилова, так же как и он сам, к транспортировке газа имеют очень
сомнительное отношение, зато обладают удивительным даром - тырить деньги на
откатах за всевозможные договора и тендеры.
Для тех же руководителей филиалов, которые пытались проигнорировать требования
вымогателей, скоро наступили тяжелые в финансовом отношении времена. Так,
фактически полностью остановилось перечисление средств Дирекции по капитальному
строительству и ремонту объектов газотранспортной системы (а именно оно отвечает
за состояние ГТС), зато было обеспечено почти полное финансирование «стратегической»
строительно-монтажной фирмы (СМФ) «Укргазпромбуд», по-видимому, особо близкой
сердцу военного строителя Сейтхалилова.
Кроме того, у несогласных отчего-то начались регулярные срывы сроков проведения
тендерных процедур. Сейтхалилов и его подчиненные то стали «забывать» подавать
публикации в прессу относительно даты проведения тендеров, то сроки их
проведения беспричинно переносились, а явные фавориты вдруг узнали, что
документы они оформляют неправильно. Дошло до того, что председатели тендерных
комитетов филиалов стали узнавать победителей на селекторных совещаниях. Среди
них отчего-то в основном стали фигурировать компании, близкие к заму по
капстроительству и его подручным: некоторые из них были известны Сейтхалилову по
его прежней деятельности или специально созданы им для победы в тендерах. Среди
счастливчиков: ООО «фирма «БАСТ» (г. Киев, пр-т Краснозвездный, д. 119, директор
Сиротенко О.М.), ООО «Стальное согласие», ООО «Украинско-казахская
нефтетранспортная компания «Транс-юг» (г. Киев, ул. Горького, д. 54, директор
Огородников А.П.), АОЗТ «Днепроинмед» (г. Днепропетровск, ул. Исполкомовская, д.
24А, оф. 69, директор Зилинская Н.Я.).
Все это достаточно сильно напоминает рэкет начала девяностых, только реализуемый
государственными чиновниками в государственной же компании. Более того, ситуация
в «Укртрансгазе» является лишь одним из многочисленных кирпичиков системы
коррупции в НАК «Нафтогаз Украины», которая сама стала составляющей
бизнес-империи Виталия Гайдука. Напомним, что председателем правления «Нафтогаза»
работает бывший менеджер металлургического олигарха - гендиректор
Днепродзержинского меткомбината ИСД Олег Дубина, который привел с собой в
госкомпанию целую «плеяду» менеджеров, начиная от непосредственно курирующего
Сейтхалилова бывшего директора УГМК, а ныне заместителя председателя «Нафтогаза»
правления по материально-техническому снабжению Виталия Гнатушенко, и вплоть до
начальника пресс-службы, бывшего СБУшника Валентина Землянского. А прикрытие
всей этой системы со стороны Кабмина обеспечивает сам Виталий Гайдук как
советник премьер-министра по ТЭК.
Ну а недавнее назначение председателем Наблюдательного совета «Нафтогаза»
давнего сподвижника Виталия Гайдука - Олега Бугаева, еще в 2005-2006 годах с
пеной у рта защищавшего теневые схемы ИСД по экспорту электроэнергии в Европу,
вообще сделало контроль ИСД над «Нафтогазом» тотальным.
Так что не будет ничего удивительного, если подобная откатная схема успешно
реализована менеджерами Гайдука и в других дочерних компаниях НАК «Нафтогаз
Украины», а чиновники, подобные николаевскому бизнесмену, лишь приводные ремни в
системе, выкачивающей средства из нефтегазового монополиста, и передающие их
дальше по цепочке к ИСД.
Из этого напрашивается вывод, что не одной командой Энвера Сейтхалилова,
катализируется деградация газотранспортных систем Украины. Преступная
деятельность этой шайки - лишь вершина айсберга, основа которого скрывается в
высоких кабинетах «Нафтогаза» и правительства.
Поэтому приведенные выше факты откатных схем в ДК «Укртрансгаз» из депутатского
запроса членов фракции Партии регионов исполняющему обязанности главы СБУ
Владимиру Наливайченко с требованием организовать проверку фактов вопиющих
злоупотреблений в компании могут оказаться первой ласточкой, за которой
последует лавина коррупционных дел. Если, конечно, у СБУ дойдут до этого руки.
комментировать новость
|