Василий Шевченко: теневые капитаны Минтранса наращивают аппетиты
Лихорадка в транспортной отрасли Украины, бессистемная смена
рулевых, отсутствие единой стратегии развития - все это приводит к тому, что
отрасль медленно но верно стагнирует.
Первого зама в последнем составе Минтранса не было несколько месяцев. Как
правило, такие должности «продают» намного быстрее. Видимо, наверху долго
размышляли, сколько стоит не продешевить.
Судя по первым шагам господина Шевченко, пришедшего в Министерство транспорта и
связи 9 января 2008-го, этот человек твердо знает, чего он хочет, т.е. чем он
может быть полезен державе, и чем держава - ему. Короче, типичный образец
бюрократа, когда тест на профпригодность проверяется навыком «путать свою шерсть
с государственной» (Карамзин). Впрочем, в случае с Василием Шевченко этот талант
- плод многолетних тренировок, ибо подкреплен десятилетием практического опыта
дерибана госсобственности.
Василий Шевченко
Начало карьеры этого чиновника типично для такого типа людей.
Этап первоначального накопления капитала для Василия Васильевича начался в
1995-м - с должности заведующего отделом координационной работой региональных
Центров сертификационных аукционов. Именно удары их молотков положили начало
первому приватизационному дерибану в Украине. Способный молодой человек быстро
учится - должности сменяют одна другую: от мелкого управленца до директора
филиала «Киевского аукционного центра». Но, заметим, никогда у подающего надежды
молодого чиновника не возникает и мысли «спрыгнуть» с маленькой чиновничьей
зарплаты, как это сделали многие его коллеги, освоившие азы фондового рынка и
ушедшие в бизнес. У нашего героя другие планы. После директорства в аукционном
центре - Агенство по вопросам банкротства, «Укрпротез», Центр Государственного
земельного кадастра. И наконец - крутой вираж - Центральный исполнительный
комитет партии Народный союз «Наша Украина».
В начале 2008-го года, наконец, «сбылась мечта идиота» - господин Шевченко
пересел в министерское кресло. С его подачи в апреле появляется приказ МТСУ N
463 « О внесении изменений в перечень предприятий, учреждений и организаций,
которые входят в зону ответственности Министерства транспорта и связи Украины».
В приложении - около семи страниц мелким шрифтом - более 200-т предприятий
Госспецтрансслужбы, Украинской железной дороги, Госавиаадминистрации и
Глававтотрансинспекции. Не нужно большого ума для того, чтобы понять, что,
выводя эти предприятия из-под контроля тех же УЗ или Госавиаадминистрации, в
Минтрансе получают возможность контролировать их имущество, финансы и кадры,
решать вопросы хозяйственной деятельности. Это и многое другое не только вредит
предприятиям, входящим в сферу подчинения Минтранса, но и создает трудности в
работе существующих а также отпугивает потенциальных инвесторов этой отрасли. И,
несмотря на то, что формально объекты остаются в госсобственности, после того
как 100 % - ми их акций будет распоряжаться МТСУ, никто - ни Фонд госимущества,
ни Кабмин в компании с депутатами уже не смогут повлиять на судьбу этих
предприятий. А дальше дело техники - через подряды, через кредиты, через
менеджмент - контроль над активами предприятий получают свои люди.
Знающие люди уверяют, искусственно подогреваемое противостояние между «Укрзализныцей»
и Минтрансом - один из ходов господина Шевченко в увлекательной игре под
названием «Сделай государственное своим». В тот момент как УЗ разрабатывает
стратегические планы реформирования, упомянутый выше приказ N 463, фактически,
ставит крест на всех надеждах на оздоровление госпредприятия. Очередной этап
централизации полномочий по управлению отраслью мало чем отличается от всего
того, что делали прежние начальники - подмять под себя и раздерибанить.
Причем весь этот процесс прикрывается громкими тезисами о защите интересов
государства и эффективного управления его собственностью. При этом, как и
положено истинному теневому игроку, собственными руками Василий Шевченко
действует редко. За него команды отдают «рядовые» замминистры - зачастую Олег
Проживальский, Владимир Бадагов, Леонид Сергиенко. Кстати, именно на последнего
возложен контроль за исполнением знаменитого приказа МТСУ N 463.
Олег Проживальский
Владимир Бадагов
Леонид Сергиенко
А куда смотрит министр Винский?! Похоже, министру стоит
задуматься: не деятельность ли его первого зама стала причиной появления в СМИ
заголовков типа «Винский продаст все, что не сможет контролировать». А пока
процесс задумчивости длится, теневой капитан не менее теневой приватизации и
реприватизации с высоты n-го этажа Минтранса как с капитанского мостика орлиным
взором обозревает необъятные просторы нашей с вами родины. Авось остались еще
места, где не ступала нога (или куда не дотянулась рука) заслуженных
прихватизаторов Украины.
Анатолий
Демьянов
комментировать новость
|