Новости Украины,
события в мире
 

Найти: на:


100 дней после Указа.

Итак, Кабмин Юлии Тимошенко таки отработал первые 100 дней. Кстати, почему именно эту дату принято отмечать в нашей стране, говоря о работе правительства? Рискну предположить, что ответ может быть лишь один – скоротечность существования каждого отечественного состава исполнительной власти.

Что удалось и что не удалось сделать хорошего правительству за это время? Попробуем дать свою скромную оценку, сосредоточившись на трех основных направлениях – газ, инфляция и сельское хозяйство.

Не будем вдаваться в подробности мыльных опер, сопровождавших переговоры по газовым вопросам, участником которых стала даже Алла Пугачева, перейдем сразу к констатации фактов. Итак, 12 марта глава «Газпрома» Алексей Миллер и Председатель правления «Нафтогаза Украины» Олег Дубина подписали документ под названием «Соглашение о развитии отношений в газовой сфере». Сразу же заметим, что политические договоренности президентов В.Путина и В.Ющенко реализованы в нем далеко не в полной мере. Но и героиня нашего материала премьер-министр Украины Ю.Тимошенко, боровшаяся с президентской концепцией, не может быть вполне удовлетворена. Ведь «Газпром» должен получить существенную часть украинского рынка. Хотя, похоже, что главная «мина замедленного действия» заложена на следующий год.

В тексте соглашения прописан порядок урегулирования вопросов газоснабжения Украины в 2008 году. В соглашении говорится о том, что покупателем импортного газа на российско-украинской границе станет «Нафтогаз Украины», а цена в 179,5 долларов за 1000 кубометров сохранится. Функции поставщика на первое время сохранит швейцарский трейдер RosUkrEnergo, но вскоре передаст это право «Газпром-экспорту». Совместного предприятия по реализации газа на украинском рынке не будет, но группа «Газпром» получит право ежегодно реализовывать не менее 7,5 миллиардов кубометров газа промышленным потребителям Украины. При этом документы по уже полученному «Нафтогазом» топливу в январе-феврале 2008 года должны быть подписаны в течение трех дней (что и было сделано).

В случае возникновения споров по выполнению условий соглашения разбирательства будут проходить в Лондоне в соответствии с нормами английского права. Вопрос поставок импортного газа на Украину с 1 января 2009 года отложен до достижения «Газпромом» договоренностей о закупках топлива в странах Средней Азии по европейским ценам.

Новая схема поставок выглядит запутанно, что, впрочем, характерно для российско-украинских газовых отношений. RosUkrEnergo или «Газпром», как следует из документа, обязуются продать до конца 2008 года «Нафтогазу» 49,8 миллиардов кубометров среднеазиатского газа по цене 179,5 долларов за тысячу кубометров. Еще 5,2 миллиардов кубометров топлива из Средней Азии «Нафтогаз Украины» уже якобы получил в январе-феврале. Таким образом, годовые потребности Украины в импортном газе (55 миллиардов кубометров) будут полностью закрыты за счет относительно дешевого среднеазиатского сырья. Но дело в том, что в первые два месяца года «Нафтогаз» не мог взять 5,2 миллиардов кубометров среднеазиатского газа, поскольку из-за аномальных холодов на своей территории Узбекистан не выполнял план поставок в адрес «Газпрома», и российский концерн вынужден был закрывать баланс собственным газом. Утверждалось, что за январь-февраль «Газпром» продал RosUkrEnergo для нужд Украины 1,9 миллиарда кубометров российского газа по цене 314,7 долларов (была рассчитана исходя из европейской цены за вычетом транзитных расходов).

Заметим, что такие недопоставки из Средней Азии случаются чуть ли не каждую зиму, а в более теплое время поставщики закрывают невыполненные обязательства дополнительным объемом. Платить по европейской цене «Нафтогаз», естественно, не собирался, а «Газпром» использовал эту ситуацию как способ давления в ходе переговоров.

Вопрос решили путем взаимозачета. «Нафтогаз» согласился купить российский газ по 321 долларов за тысячу кубометров, но деньги платить не будет, а до августа 2008 года вернет RosUkrEnergo 1,4 миллиарда кубометров газа (именно такая цифра была в итоге согласована на основе анализа баланса Украины за первые два месяца текущего года) из того объема среднеазиатского газа, которые Украина получит от того же RosUkrEnergo или «Газпром-экспорта» по цене 179,5 долларов. Так записано в соглашении. Хотя, с нашей точки зрения это выглядит нелепо – цена зафиксирована, но будет произведен не денежный расчет, а возврат товара в натуральной форме.

По соглашению от 12 марта «Нафтогаз» обязуется продать 7,5 миллиардов кубометров из объема закупаемого среднеазиатского газа «дочке» «Газпрома» или аффилированному лицу российского газового концерна, который будет уполномочен работать на украинском рынке. Комиссионное вознаграждение «Нафтогаза» закреплено на символическом уровне - 1 американский цент с тысячи кубометров (75 тысяч долларов в год). Кроме того, НАК «Нафтогаз Украины» обязан оказать максимальное содействие газпромовской «дочке» по получению необходимых лицензий и разрешений для поставок 7,5 миллиардов кубометров промышленным предприятиям, в том числе разрешения Антимонопольного комитета. Так записано в соглашении, хотя как это будет выглядеть на практике – сложно представить.

Отдельной строкой в документе упомянуто обязательство «Газпрома» и «Нафтогаза» приложить максимум усилий для обеспечения погашения задолженности RosUkrEnergo перед «Газпромом». Кстати, по нашему мнению RosUkrEnergo, собственно, и останется поставщиком газа на Украину до тех пор, пока не закроет накопившиеся долги. По состоянию на февраль RosUkrEnergo задолжало «Газпрому» около 2,5 миллиарда долларов. Часть из них деньгами, а часть газом, который швейцарский трейдер держит в подземных хранилищах на Украине в интересах российского концерна (по состоянию на конец прошлого года - до 6 миллиардов кубометров). Понятно, что процесс погашения долга RosUkrEnergo перед «Газпромом» может длиться сколь угодно долго. Особенно, с учетом заинтересованности самой RosUkrEnergo в максимально возможной длительности этого процесса.

Сколько газа осталось в хранилищах «Нафтогаза» и чей он, «Газпром» и RosUkrEnergo точно не знают, и в подписанном соглашении отдельным пунктом говорится, что НАК «Нафтогаз Украины» обязан представить эту информацию в течение трех дней (нам не известно, выполнил ли «Нафтогаз Украины» это обязательство).

В перетягивании каната, который в рамках переговорного процесса с Москвой устроили президент Украины В.Ющенко и премьер-министр Ю.Тимошенко, формально победила премьер-министр. Договоренности Путина-Ющенко о реализации импортного газа на украинском рынке через паритетное СП «Газпрома» и «Нафтогаза» не были реализованы. Ю.Тимошенко жестко отстаивала право НАК «Нафтогаз Украины» самостоятельно продавать весь объем. «Газпрому» она предлагала выйти на оптовый рынок в качестве рядового трейдера со скромным объемом - до 1,125 миллиардов кубометров в год. Но, в итоге «Газпром» получает права на 10% газового рынка Украины с годовым объемом реализации промышленным потребителям не менее 7,5 миллиардов кубометров. Согласно действовавшей до сих пор схеме «Газпром» имел косвенный контроль над четвертью промышленного потребления страны. Совместное предприятие RosUkrEnergo и «Нафтогаза» - «Укргазэнерго» - должно было полностью обеспечивать промышленность примерно 30 миллиардами кубометров. Теперь же он станет полноправным хозяином четверти рынка сбыта газа для промышленных нужд.

Полагаем, что «Газпром» пошел на компромисс, с тем чтобы обязательно вернуться к этой проблеме в будущем, когда обстановка и внутри России, и на Украине более или менее прояснится: это может произойти осенью этого года, когда придет время договариваться о поставках на 2009 год. Тогда и всплывут нерешенные сейчас вопросы, в том числе о создании СП и о новых ценах на газ с учетом подорожания среднеазиатского «голубого топлива».

Напомним, что Казахстан, Узбекистан и Туркмения 11 марта заявили о том, что в 2009 году намерены перейти на европейские газовые цены, а именно газ из Средней Азии поставляется «Газпромом» на Украину. При этом, с удалением посредника, благодаря которому цена на газ для Украины значительно снижалась (посредник осуществлял также поставки среднеазиатского газа в Европу по значительно более высоким ценам, и это позволяло снизить цены для Украины), тысяча кубометров в 2009 году обойдется украинской стороне по меньшей мере в 240-250 долларов, а скорее всего – значительно дороже. Пожалуй, именно этим и объясняется покладистость «Газпрома» на переговорах. Российской газовой монополии был важен не столько посредник, сколько стабильность транзита через Украину и продажа газа «Нафтогазу» по европейским ценам. Со следующего года, вполне вероятно, так и будет. И Украина, ощутив энергетический шок, вероятнее всего, постарается получить долю добычи в российских газовых месторождениях. А «Газпром» может позволить такой доступ лишь в обмен на доступ в украинских газораспределительных сетях».

Исходя из этого, полагаем, что пока рано говорить о том, что «Газпром» уступил на переговорах: просто у «Газпрома» сейчас другие приоритетные задачи, а в будущем ситуация все равно может сложиться в пользу российского холдинга.

При этом, Юлия Тимошенко и дальше продолжила преподносить сюрпризы. Так, Кабинет министров Украины на заседании 19 марта внес поправки и утвердил Соглашение о развитии отношений в газовой сфере, подписанное председателем правления ОАО «Газпром» А.Миллером и главой правления Национальной акционерной компанией «Нафтогаз Украины» О.Дубиной в Москве 12 марта 2008 года.

Во-первых, из текста соглашения исключен пункт о том, что Украина в начале года закупала российский газ по 315 долларов за тысячу кубометров. Кстати, это «Газпром» называл одной из главных своих побед в переговорах. Период поставок газа швейцарской Rosukrenergo AG на Украину ограничивается январем-мартом. Также Rosukrenergo теряет возможность транзита через страну (в 2007 году объем транзита составлял 11,6 миллиардов кубометров) для продажи в Европе и отбора газа из подземных хранилищ. По словам Ю.Тимошенко, это позволит не подтверждать имеющиеся 25-летние контракты с компанией на транзит газа и использование украинских хранилищ. Более того, эти контракты будут Кабмином оспариваться в суде как заключенные на экономически невыгодных условиях.

По мнению Ю.Тимошенко, с 1 апреля должен вступить в действие прямой контракт купли-продажи среднеазиатского газа по 179,5 долларов за тысячу кубометров между «Газпром-экспортом» и «Нафтогазом». Вместо поставок «Газпром-экспортом» потребителям Украины напрямую не менее 7,5 миллиардов кубометров газа в 2008 году (и на перспективу) отредактированное соглашение говорит о продаже до 7,5 миллиардов кубометров и только в 2008 году. Дальнейший доступ «Газпрома» на внутренний рынок Украины станет предметом новых переговоров. По утверждению Ю.Тимошенко, «Нафтогаз Украины» возобновит переговоры с «Газпромом» после надлежащего оформления постановления правительства о согласовании соглашения между компаниями с учетом поправок.

Заметим, что исключение Rosukrenergo из схемы поставок с 1 апреля не позволит ей расплатиться по долгам с российской газовой монополией (сумма долгов оценивается в 2,4 миллиарда долларов). В этом случае, ломается схема поставок, согласованная президентами России и Украины Владимиром Путиным и Виктором Ющенко, и «Газпром» имеет право вернуться к договоренностям, действовавшим на начало года. Речь идет о возврате к использованию Rosukrenergo для поставок на Украину и его дочернего ЗАО «Укргазэнерго» для работы на внутреннем рынке страны.

Теперь сторонам потребуется очередной раунд переговоров, которые могут спровоцировать новый конфликт и повышение тарифов на транзит российского газа – ведь невозможно устранить Rosukrenergo одним росчерком пера. Воплощение в практику политических решений на уровне хозяйственных субъектов - непростое дело. Однако есть основания предполагать, что переговоры теряют политическую окраску и становятся чисто деловыми, что в общем хорошо для Украины. Так, «Газпрому» не нужны препятствия на пути создания газопровода «Южный поток», для прокладки которого потребуется согласование с госорганами Украины. Кроме того, ради небольших прибылей от продажи газа украинским потребителям «Газпром» не станет рисковать рекордными доходами от экспорта в Европу через территорию Украины. «Газпром», вероятно, уступит ряду требований Ю.Тимошенко для того, чтобы не проиграть в более важном для него проекте.

Вторая проблема, будоражащая каждого из нас, это рост цен. Примерно на 2,2 % в месяц! Так вот, Кабинет министров разработал «План антиинфляционных мер на 2008 год», который включает 53 антиинфляционных мероприятия. Анализ документа показывает его большую схожесть с планом, еще осенью 2007 года разработанным правительством Виктора Януковича, чтобы сдержать высокую инфляцию в прошлом году. Тогда план не был утвержден из-за критики ряда его позиций со стороны президента.

Правда, в отличие от своего предшественника, Юлия Тимошенко решила не ограничивать борьбу с инфляцией только усилением контроля местных органов власти за ростом цен на социальные товары и товарными интервенциями. Дополнительно предложено создать оптовые сельскохозяйственные рынки, увеличить объемы запасов зерна в госрезерве до 1,2 миллиона тонн, изменить систему налогообложения аграриев и отменить импортную пошлину на зерно. Как и В.Янукович, нынешний премьер-министр намерена контролировать стоимость услуг ЖКХ и естественных монополий. Часть антиинфляционных мер будет включена в бюджет. Его дефицит не должен превышать 2% от ВВП, а расходы, которые не принадлежат к социально гарантированным, будут урезаны. В частности, будет сокращен штат бюджетных учреждений, пересмотрена система налоговых льгот, закрыты неэффективные бюджетные программы, а также расширен спектр монетарных мер борьбы с ростом цен. Минфину рекомендуется отказаться от размещения ценных госбумаг на внешнем рынке (в бюджете было предусмотрено привлечение 8,1 миллиарда гривен), а Нацбанку – утвердить процедуру расчетов поступлений валютных доходов от приватизации, обеспечить превышение ставки по активным операциям над уровнем инфляции, изменить размер учетной ставки и использовать еженедельные тендеры среди банков по продаже и покупке ресурсов сроком до двух недель.

Фактически, повторяется политика правительства В.Януковича, которую Ю.Тимошенко постоянно критиковала. А жесткая монетарная политика может привести к подрыву экономики, особенно с учетом вступления Украины в ВТО. Хотя, документ содержит и ряд позитивных моментов – правительство впервые заявляет о необходимости уменьшения бюджетных расходов, говорится о снижении таможенных ставок. Но, самое неожиданное состоит в том, что Кабмин похоже решил не использовать самый неоднозначный механизм контроля за ценами – укрепление гривны.

В целом, предложенные меры могут приостановить рост цен, но сохранение правительством годового прогноза инфляции в 9,6% выглядит недостижимо оптимистическим. Кроме того, реализация новых мер может затормозить рост ВВП, что так же негативно отразится на доходах населения, как и инфляция. Правительство стоит перед выбором, что для него является более приоритетным – торможение инфляции или высокие темпы экономического роста.

Несколько важных шагов было предпринято Кабмином Тимошенко в сфере сельского хозяйства. Так, правительство отменило нулевую ставку налога на добавленную стоимость для производителей молока и мяса - аграриям придется уже с первого апреля выплачивать 20-процентную ставку НДС. Однако полученные средства не пойдут в бюджет, а будут накапливаться на специальных счетах в банках и будут использоваться для развития сельхозпроизводства.

Отмену льгот для производителей молока и мяса Кабинет министров объясняет требованиями Всемирной торговой организации, в которую Украина рассчитывает вступить в ближайшее время: была проблема дискриминационного характера в части установления нулевой ставки НДС при реализации живого скота и молока на перерабатывающие предприятия, поскольку на аналогичную продукцию импортного производства ставка составляла 20%.

Отметим, что данное действие сложно оценить однозначно. Понятно, что новые налоговые нагрузки сразу отразятся на стоимости сырья, а дальше - на изготовленной из него продукции. Сельхозпроизводители уже планируют денежные поступления и расходы, причем не только на этот год. Никто не будет работать себе в убыток, поэтому могут вырасти закупочные цены. К тому же на цены будут влиять еще и неблагоприятные мировые тенденции на рынке продовольствия, а также рост стоимости энергоресурсов. Как следствие, стоимость аграрной продукции поднимется, по как минимум на 15-20%.

С другой стороны, эта процедура уже на протяжении длительного времени происходит каждый год в его начале. Льготы для аграриев будто бы отменяют, а потом, якобы по доброй воле депутатов Верховного Совета, опять оставляют без изменений. Кроме этого, государственный бюджет на 2008 год не содержит никакого намека на такой вариант событий, отсутствуют и компенсационные выплаты на такие цели. Может не быть и ценового роста мясных и молочных продуктов, потому что их стоимость и без того сегодня достаточно высока. Нововведение, в случае его принятия, повлияет на финансовое положение крестьян. Переработчик в конце концов будет закупать сырье по низшим ценам.

При этом отметим, что мировая практика демонстрирует разный уровень уплаты НДС сельхозпроизводителями. Но даже при таких условиях страны Европейского союза платят своим крестьянам огромные субсидии, поэтому реальное влияние НДС для них фактически отсутствует. Оптимальным вариантом для украинских крестьян мы считаем не внезапный, а постепенный переход к полной фиксированной ставке: следует ее вводить постепенно и составить график введения таким образом, чтобы производитель мог планировать свой бизнес.

Кроме того, в нынешнем году правительство Тимошенко впервые будет дотировать производителей сахарной свеклы. Согласно постановлению Кабмина за каждый гектар, засеянный этой культурой, фермер получит 550 грн. Таким образом, правительство рассчитывает избежать сокращения посевов свеклы в текущем году и роста цен на сахар. В прошлом году небывалый рост цен на масличные и зерновые привел к тому, что многие фермеры отказались от производства сахарной свеклы, как от наименее прибыльного. В 2007 году площади под сахарной свеклой уменьшились на 203,6 тыс. га: с 787,6 тыс. га в 2006 году до 584 тыс. га в 2007 году.

В отличие от большинства сельхозкультур выращивание свеклы до сих пор правительством не дотировалось. Государственный протекционизм сахарной отрасли ограничивался ежегодным введением минимальных оптовых цен. Минимальная цена свеклы не менялась уже на протяжении нескольких маркетинговых лет и сегодня составляет 1,7 грн./кг. При этом себестоимость свеклы составляет 2,2 грн./кг. Несмотря на неоднократные требования аграриев поднять минимальную цену, правительство отказывалось это делать из-за невысокой цены сахара на затоваренном внутреннем рынке - 2,8 грн./кг.

Нынешнее решение правительства в целом стоит признать правильным, но в распределении средств обязательно должны участвовать сахарные заводы. Так как квоту на производство сахара получают сахарные заводы и они являются основными заказчиками сахарной свеклы, целесообразно, если заводы будут определять целевых получателей этих средств. Но, пожалуй, нынешнее решение правительства дотировать производителей свеклы запоздало и не сможет в этом году значительно повлиять на объёмы посевов свеклы, так как земля под сев культуры готовится еще осенью. В нынешнем году посевы под свеклой сократятся: многие хозяйства, которые не входят в структуру сахаропроизводящих холдингов, уже переориентировались на менее затратные культуры, к примеру, зерновые. В 2008 году площади под сахарной свеклой могут сократиться еще на 100 тыс. га.

Ну и самое важное – на заседании правительства 19 марта был упразднен запрет на экспорт фуражного зерна. Но, реальная международная торговля им сможет начаться не ранее мая. Из-за бюрократических процедур, необходимости фрахтования кораблей, а также продолжительных майских праздников партии зерна покинут Украину не ранее середины мая. В таких условиях фактически нет смысла добиваться увеличения экспортной квоты на продовольственное зерно в размере 2,9 миллиона тонн - как это обещало Минагрополитики. Это уже не будет решением проблемы.

Дело в том, что собраные в Украине в прошлом году 29 миллионов тонн зерновых позволяют экспортировать 5 миллионов тонн. При этом переходные запасы составят 5 миллионов тонн. Это самый большой показатель за последние три года. Удержание внутри страны такого количества зерновых грозит проблемами с хранением зерна. Если 5 экспортных миллионов тонн останутся в Украине, и еще столько же, как переходящие запасы, еще прогнозируемые 40 миллионов тонн нового урожая, то элеваторные мощности страны просто не справятся с хранением, так как они составляют 30 миллионов тонн.

С нашей точки зрения, цель ограничения экспорта - снижение цен на хлеб и мясную продукцию - достигнута не была. Единственное, чего добились этим нынешнее и предыдущее правительства, - добавили убытков сельхозпроизводителю. С другой стороны, убытки экспортеров могут быть частично покрыты сразу после разблокирования экспорта. И проволочки с принятием этого решения, учитывая рост цен на мировых рынках, могут быть им на руку. Но, при этом однозначно серьезные проблемы могут возникнуть с кукурузой - из-за сложностей с хранением этой культуры.

Коротко о том, что не удалось сделать Кабмину Тимошенко. Удивило абсолютное равнодушие премьер-министра к вопросам цены на нефтепродукты, которые уже превысили уровень цен на бензин в США. С другой стороны, вспоминая ее совместные с С.Терехиным наскоки на нефтерынок в 2005 году, может быть и хорошо, что Ю.Тимошенко не взялась за этот рынок?

Если же подводить итоги, то в отличие от премьер-министра, буду максимально краток – за 100 дней работы правительства Тимошенко мы увидели очень много PR и популизма, очень много суеты вокруг газового вопроса, и довольно немного реальных действия, направленных на развитие экономики.


Петр Скворцов http://www.oligarh.net/?/actually/32790/

комментировать новость

 
  Rambler's Top100  


Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz