Регуляторная «крыша» Винского
Убедиться в том, что нынешняя власть Украины
настроена скорее контролировать финансовое благосостояние народа, нежели
процессы, определяющие развитие и стабилизацию социальной и экономической
составляющих государственного устройства, сегодня можно на одном показательном
примере. Речь пойдет о проблемном вопросе ценового регулирования Минтранссвязи
тарифов на железнодорожные перевозки, и о том, как на политику главы
министерства Иосифа Винского реагирует «справедливейшее» из правительств во
главе с Юлией Тимошенко. По традициям жанра они решили играть в хорошего и
плохого «полицейских», тем самым страхуя общую линию навара на транспортном
хозяйстве страны.
В последнее время довольно отчетливо стало заметно, насколько неискренним бывает
нынешний Кабинет министров при решении большинства злободневных для народа
вопросов. Недавнее намерение правительства создать Национальную комиссию
регулирования транспорта в этом плане говорит само за себя. Подавая, в принципе,
неплохую инициативу рождения органа исполнительной власти со специальным
статусом, предназначенного для предоставления украинским потребителям
качественных услуг по экономически обоснованным ценам, правительственная команда
Тимошенко прямо таки открыто скривила душой - там открыто подчеркивают, что на
самом деле комиссии вряд ли удастся снизить уже существующие тарифы на
транспортные услуги.
В свете этого логично задаться вопросом, зачем в таком случае Украине столь
бесполезная радость. Ведь подобных формальных, неэффективных органов управления
у нас и так «вагон и маленькая тележка». Несмотря на это у Тимошенко все же
сочинили «обоснование» жизнеспособности очередной нацкомиссии-клона. В перечень
ее задач входит регулирование тарифов на транспортные услуги, лицензирование
транспортных услуг, надзор над соблюдением законов в сфере транспорта и
качеством услуг. Кроме того, комиссия сможет штрафовать субъектов природных
монополий на сумму до 5 тыс. необлагаемых минимумов (85 тыс. грн).
Однозначно, упоминание этого самого «регулирования тарифов» среди полномочий
новой Нацкомиссии следует воспринимать исключительно как рекламный ход
правительства Тимошенко, набирающего нынче необходимые электоральные балы для
своей «принцессы». В остальном же, список функциональных обязанностей
новоявленного регуляторного органа вполне конкретен и оправдан. Особенно, с
точки зрения установления тотального правительственного контроля над
транспортной составляющей страны. Учитывая же реалии нынешнего передела сфер
влияния между основными претендентами на президентское кресло, данный «заход»
Тимошенко свидетельствует о ее очередной победе в борьбе за «территорию».
Следует заметить, что при нынешнем властном укладе в Украине по другому просто
не могло бы быть. Принимая во внимание тот факт, что с момента смены состава
правительства Минтранссвязи возглавил человек Тимошенко, таковому уже на
перспективу предоставлялись гарантии невмешательства в дела управления
персональным мини-царством. Именно плоды бурной деятельность Иосифа Винского,
после назначения на министерскую должность, сегодня и являются главным
подтверждением гарантированной ему вседозволенности.
Несмотря на клятвенные обещания и заверения министра о том, что тарифы как на
пассажирские, так грузовые перевозки железнодорожным транспортном ни в коем
случае не претерпят повышения, сегодня стало отчетливо ясно, что украинцам все
же придется больше раскошелиться на услуги «Укрзализныци». Так уже с 1 января
стоимость ж/д билетов увеличилась на 10%, что создало все предпосылки для
дальнейшего роста цен, вплоть до конца года грозящего «аукнуться» всеми 30%.
Примечательно, что тем самым Винский даже переплюнул своего предшественника
Николая Рудьковского – этот в свое время, посредством пошагового натягивания
тарифной планки, собирался вырастить цены всего на 25%.
Относительно схемы повышения тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки
можно однозначно сказать, что Винский на все сто позаимствовал ее у предыдущего
главы Минтранса. Так в начале года новоиспеченный Министр транспорта и связи
Украины неожиданно для всех заявил, что в 2008 году тарифы на железнодорожные
пассажирские перевозки будут ежеквартально увеличиваться на 5%. Как известно,
Рудьковский начал страдать «поэтапной обдираловкой» раньше (повышение
планировалось проводить с 1 января 2007 года на 10%, с 1 апреля 2007 года так же
на 10%, с 1 июля 2007 года ещё на 10%.), но даже он не решался на откровенный
грабеж, на который со старта пошел господин Винский. Свои воровские потуги он
объяснил повышением цен на рельсы, дизтопливо, электроэнергию и ростом инфляции.
А еще заверениями в том, что «Укрзализныця» - убыточное предприятие (!).
Принимая во внимание недавнее открытие относительно служебного средства
передвижения министра Винского, в версию бедствия транспортного госмонополиста
на ж/д стало вериться еще меньше, чем ранее. Еще несколько недель назад
руководитель Иосиф Винский пользовался личным Mercedes S 350. Но уже на
последние заседания правительства бывший социалист приезжает на Mercedes 500-ой
модели в новом кузове с государственными номерными знаками АА 0935 ЕХ. Машинка
откровенно «неказиста»: кроме вибромассажера и подогрева сидений, владелец
седана располагает телевизором в салоне и может применять личные геометрические
настройки кресла; объем двигателя 5,5 литра, полный привод, стоимость - 1
миллион 167 тысяч гривен.
Примечательно, что на законодательном уровне норма о предельной сумме затрат на
приобретение автомобилей министрами была введена еще в 2001 году вице-премьером
Юрием Ехануровым и составляет всего 500 тысяч гривен. Но особенно интересно то,
что этого самого «монстра» Mercedes Benz S500L 4Matic приобрела подотчетная
Минтрансу государственная компания «Служба международных автомобильных перевозок»
(СМАП) 26 декабря прошлого года – через восемь дней после избрания Винского
главой министерства.
Исходя из явного расточительства Минтранса можно сделать вывод, что подотчетное
Винскому хозяйство явно не страдает бедностью, а посему говорить о финансовых
недочетах во входящих в его структуру организациях, как это делает господин
министр, не приходится. Кстати, подобное «соотношение» правды и лжи в речах
главы министерства давало о себе знать не один раз. Взять хотя бы то, как он еще
будучи первым секретарем политисполкома СПУ пару лет назад авторитетно заявлял,
что причин для подорожания билетов на железнодорожном транспорте в Украине не
существует. Винский доказывал, что все те проблемы, которые существуют вокруг «Укрзализныци»
нужно решать своими силами, а не перекладывать на плечи граждан, как это
старалось делать тогдашнее руководство Минтранспорта. Но, «почему-то» эту
уверенность Иосиф Винский отстаивал вплоть до своего недавнего восхождения на
транспортный трон.
О том, что господин министр принципиально не держит слово, и явно себе на уме
свидетельствуют не только метаморфозы в отношении его понимания проблематики ж/д
тарифов, произошедшие с момента смены политической ориентации, но и уже
упомянутые факты из недалекого прошлого. Судите сами, только в начале января
Винский со всей серьезностью внушал стране, что на то время никаких новых
решений о повышении тарифов на пассажирские перевозки не запланировано, а уже 26
февраля порадовал предложением скорейшего внедрения упомянутого 5%
поквартального удорожания перевозок пассажиров.
Не менее красноречивым на этом фоне является и факт того, что Минтранс
собирается инициировать повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
Министерство предложило ежеквартально индексировать тарифы на перевозку грузов
железнодорожным транспортом: с 1 февраля повысить тарифы на 12%, с 1 апреля - на
17% и по 3% с 1 июля и с 1 октября текущего года. По расчетам команды Винского «Укрзализныця»
получит от введения таких тарифов дополнительно 6,5 млрд. грн., лишь половина из
которых будет причитаться фонду государственного бюджета. Что и говорить, навар
ожидается добрый. И что самое поучительное во всем этом, что со стороны
правительства он, к сожалению, поощряется… созданием правительственной
регуляторной пустышки в статусе Национальной комиссии.
Марат Кульбида
http://www.oligarh.net/?/themeofday/32418/
комментировать новость
|