Для чего Украине White Stream?
28 февраля 2008
Украина является важным энергетическим транспортным коридором для
Европейского Союза. Основные объемы российского и центральноазиатского газа
транспортируются по украинской газотранспортной системе.
Энерготранспортные возможности Украины - составная часть системы обеспечения
стран ЕС энергоносителями. На сегодняшний день Евросоюз пытается объединить
усилия стран-членов и сформировать Европейскую внешнюю энергетическую политику
для противодействия энергетическим вызовам будущего и во избежание зависимости
от одного поставщика.
С этой целью 31 января – 1 февраля 2008 года в Брюсселе была проведена ежегодная
международная энергетическая конференция Французского института международных
отношений (IFRI).
Подводные камни Европейской энергетической политики
У Европейской энергетической политики есть две составляющие: внутренняя и
внешняя. Она осуществляется в соответствии с планом действий Совета Европы на
2007-2009 года "Энергетическая политика для Европы", утвержденным на мартовском
заседании Совета Европы 2007 года.
В этом базовом документе уделено внимание созданию внутреннего рынка
электроэнергии и газа, энергетической эффективности и возобновительной
энергетике, энергетическим технологиям, безопасности поставок и внешней
энергетической политике.
И если во внутреннем энергетическом направлении ЕС достиг
определенных успехов, то внешняя составляющая остается камнем преткновения для
европейских стран. Заявления о единых принципах и подходах стран-членов ЕС на
внешнем энергетическом рынке на практике остаются преимущественно декларациями.
Именно этим проблемам и была посвящена конференция IFRI, в которой среди многих
европейских экспертов приняли участие Верховный представитель ЕС по внешней
политике и политике безопасности Хавьер Солана и европейский комиссар по
энергетике Андрис Пиебаргс.
Препятствиями на пути к созданию внешней энергетической политики ЕС, по оценке
директора бельгийского аналитического центра Bruegel Жана Пизани-Ферри, являются
отличия в объемах потребления разных видов энергоносителей, в части
возобновительной энергетики, в структуре и открытости энергетических рынков, в
зависимости от импорта энергоносителей в странах-членах ЕС.
К этим препятствиям следует также добавить разную географическую приближенность
стран к источникам энергоресурсов, исторические энергетические связи,
коммерческие интересы отдельных европейских стран и их энергетические отношения
с Россией.
Последнее касается тесного сотрудничества немецких компаний EON и ВASF и
итальянской Eni с "Газпромом". Не отстают от своих коллег и другие, в частности,
французская компания "Gaz de France", датская "DONG Energy" и болгарская "Bulgargaz".
Они преимущественно связаны с двумя, обходными для Украины, проектами
газопроводов South Stream и Nord Stream.
Для создания общей внешней энергетической политики ЕС, по мнению участников
конференции IFRI, страны-члены должны устранить расхождения, высказывать единые
взгляды, обеспечить равный доступ к контрактам, создать европейские
энергосистемы и стратегические запасы энергоносителей, установить обязательную
взаимную энергетическую поддержку и начать единое европейское планирование в
энергетике.
Европейско-российская взаимозависимость
Энергетические отношения с Россией являются, как отмечалось выше, одним из
препятствий европейской энергетической политики. Исторически зависимые от
российских энергоносителей страны Восточной Европы болезненно реагируют на новые
проекты транспортировки нефти и газа в Европу.
Так, страны Балтии и Польша активно выступают против газопровода Nord Stream и
предлагают проложить его по суше, а не по дну Балтийского моря. В то же время,
главный партнер России в этом проекте Германия заявляет, что он является не
немецким а общеевропейским.
Заместитель федерального министра иностранных дел Германии Гернот Эрлер на
энергетической конференции IFRI отметил: "Это европейский, а не немецкий проект,
поскольку много стран-членов ЕС получат от него выгоду; уже сегодня французская,
голландская, британская, датская и немецкая компании заказали большие объемы
газа, который будет поставляться через газопровод Nord Stream".
И здесь же Гернот Эрлер добавил: "Мы бы хотели гарантировать, что будущие,
например российско-белорусские или российско-украинские, диспуты не имели бы
никаких отрицательных последствий для потребителей в Европе. Ведь газопровод
Nord Stream является очень важным вкладом в энергетическую безопасность Европы".
Можно сделать два вывода: первый - проект Nord Stream коммерчески выгоден для
ФРГ; второй - России удалось убедить европейских партнеров в "ненадежности
транспортировки энергоносителей по украинской территории" и, как следствие, в
необходимости разработки альтернативных путей.
По мнению европейских экспертов, в отношениях между ЕС и Россией в сфере
энергетики есть две концепции.
Первая концепция базируется на исключительно экономических
соображениях и состоит в равномерной энергетической взаимозависимости двух
сторон. То есть, ЕС зависит от импорта энергоносителей из России так же, как и
Россия зависит от их экспорта в Европу. Вдобавок, Россия требует европейские
инвестиции и энергетические технологии, чтобы добывать газ в северных регионах и
на большой глубине.
Вторая концепция базируется на геополитических основаниях: Россия намеревается
максимально использовать свои резервы нефти и газа для получения значительных
политических дивидендов. То есть она использует "энергетическое оружие" для
достижения геостратегических целей.
Специальный представитель ЕС по Центральной Азии Пьер Морель в докладе на
конференции IFRI отметил, что для России выгодными перспективами в европейском
контексте являются отсутствие согласованности, раскол, конкуренция, конфликт
рынков и стратегических подходов стран-членов ЕС.
Россия также стремится вынудить транзитные страны передать ей контроль над
транспортными сетями и использует тактику наказания уменьшением поставок
энергоресурсов "за плохое поведение", что реализуется относительно Беларуси,
Украины и Грузии.
Доминирующая для ЕС - первая концепция, для развития которой необходимо
нейтрализовать второй концептуальный подход. С этой целью европейские эксперты
предлагают привлечь Россию к международному диалогу по энергетической
безопасности и по контролю над изменением климата, продолжать европейские усилия
по диверсификации импорта энергоносителей, побудить Россию полностью
присоединиться к Энергетической Хартии и пересмотреть энергетические соглашения
с ней на принципе взаимозависимости.
ЕС высказывает готовность обсуждать с Россией новое соглашение о партнерстве и
сотрудничестве, значительной частью которого должен стать энергетический сектор
с определением четких правил энергетических отношений и реализацией положений
Энергетической Хартии. Последнее для Украины благоприятно, поскольку
предусматривает прозрачную схему поставок энергоносителей, в том числе из
Центральной Азии.
Взгляды ЕС на Центральную Азию и Каспий
На сегодняшний день главные каналы транспортировки энергоносителей из
Центральной Азии и Восточного Каспия в Европу проходят через Россию и Украину.
Россия, используя благоприятные исторические условия, фактически установила
монополию на реэкспорт центральноазиатских энергоресурсов.
Европейский Союз, в противовес России, предлагает центральноазиатским странам
развивать другие пути. Он стремится заключить проекты Транс-Каспийский,
Баку-Тбилиси-Эрзурум и Набукко в единый коридор поставки газа с этого региона в
Транс-Европейскую энергетическую сеть.
Высший представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер
Солана 1 февраля сообщил: "ЕС должен быть более серьезным в стратегии
диверсификации. Это касается трубопровода Nabucco, развития энергетического
партнерства с Турцией, Кавказом и Центральной Азией, включая возможность
строительства Транс-Каспийского трубопровода".
Однако, газопроводы Транс-Каспийский и Набукко все еще остаются проектами, а
российские трубопроводы являются реалиями настоящего, которые позволяют
центральноазиатским производителям уже сейчас зарабатывать на своих
энергоресурсах.
Европейский Союз считает, что Турция может стать новым посредником в транзите
центральноазиатских энергоносителей, и рассматривает этот путь как
дополнительный к российскому транзиту, учитывая большие разведанные запасы
туркменского газа. Разведанные запасы газа в Туркменистане оцениваются в 2,9
трлн. куб. г, а потенциальные в 21-23 трлн. куб. г.
Гернот Эрлер высказал неординарную идею, что турецкий путь поставки
энергоносителей из Центральной Азии и Каспийского региона выгоден для России,
поскольку вынудит ее больше инвестировать в добычу энергоносителей и в развитие
собственной инфраструктуры.
В этой ситуации реализация транспортного коридора через Турцию - обходной путь
для Украины и вредит нашим интересам. Но на сотрудничество с Россией
рассчитывать нельзя, поскольку она для транспортировки газа из Центральной Азии
разрабатывает проект South Stream.
Выводы для Украины
Европейский Союз на сегодняшний день рассматривает Украину как важного
транспортера российских и центральноазиатских энергоносителей в Европу. Поэтому
ЕС постоянно акцентирует на стабильном выполнении Украиной своих обязательств
как транзитной страны и на обеспечении безопасности газотранспортной системы.
ЕС не дает Украине сигналы об общих проектах диверсификации путей поставки
энергоносителей. Единственным слабым намеком стала озвученная в течение
конференции IFRI фраза специального представителя ЕС в Центральной Азии Пьера
Мореля о том, что следует развивать южный коридор через Черное море. Но
непонятно, какой именно проект имелся в виду.
Вместе с тем, правительство Юлии Тимошенко предлагает поставлять
центральноазиатский газ в Европу через Каспийское море, Южный Кавказ, Черное
море и Украину. Этот проект под названием White Stream премьер-министр Юлия
Тимошенко представила перед руководителями ЕС в Брюсселе в январе этого года.
Реакция со стороны ЕС была сдержанной, несмотря на всю его экономическую
привлекательность.
Во-первых, проект White Stream в ЕС может рассматриваться как
альтернатива европейскому проекту Nabucco.
Во-вторых, существует проект South Stream также по дну Черного моря, к которому
кроме России уже привлечены Италия, Греция и Болгария.
В-третьих, использование транспортных возможностей Турции разрешает комплексно
поставлять газ не только с Каспийского и Центральноазиатского регионов, но и со
всего Ближнего Востока.
Это не значит, что Украина должна отказаться от этого проекта. Наоборот, следует
найти все препятствия в его реализации и, постепенно устраняя их,
диверсифицировать пути поставки газа в Украину и развивать ее транзитные
возможности.
Таким образом, в свете создания внешней энергетической политики ЕС Украине
следует обеспечить надежную и бесперебойную транспортировку российских и
центральноазиатских энергоносителей в Европу, провести меры по модернизации и
повышению надежности украинской газотранспортной системы и своевременно
урегулировать спорные энергетические вопросы с Россией для обеспечения
стабильности транзита.
Это позволит укрепить имидж Украины как надежного энергетического партнера ЕС и
развивать в будущем общие европейско-украинские проекты, включая и газопровод
White Stream.
Задача Украины - убедить европейских партнеров в целесообразности и
эффективности реализации проекта White Stream, который короче, проще и надежнее.
Виталий Мартынюк, аналитик УНЦПИ, для УП
http://www.pravda.com.ua/ru/news/2008/2/27/72132.htm
|