Банки вводят услугу продления депозитов задним числом без
ведома клиентов
Чтобы не допустить снятие денег
с депозитов, причем даже тех, у которых закончился срок, многие банки идут на
обман. Они по окончании срока действия накопительного вклада без ведома и
согласия клиента продлевают договор.
Как рассказал клиент одного из банков Валерий Нижник, 15 октября истек срок
действия депозита в долларах. Но когда он захотел снять часть средств, получил в
банке отказ. «Сначала мне сказали, что не могу снять из-за постановления НБУ.
Когда же обратился с письменным заявлением, сообщили, что депозит пролонгирован
задним числом. Мол, банк может так поступить согласно договору, если клиент не
сообщил раньше о своих намерениях снять средства со счета. Но как такое
возможно, если меня не уведомили о сроке окончания договора даже по телефону!» –
возмущен Нижник. В банке же сообщили, что клиент упустил время, когда можно было
бы закрыть депозитный вклад, и помочь ему ничем нельзя.
Этот случай, к сожалению, не единственный. Опытные адвокаты рассказали, что к
ним уже за советом начали обращаться пострадавшие. «Люди в растерянности, но
если грамотно действовать, можно получить свои средства назад. Некоторые банки
идут клиентам навстречу, с другими крайне сложно договориться. Поэтому можно
смело обращаться в суд», – рассказывает известный адвокат Михаил Ильяшев.
Согласен с ним и Алексей Резников. «Иск в суд подается на банк. Потому что
постановление НБУ, ограничивающее возврат депозитов, все же подзаконный акт, а
закон – Гражданский кодекс. Так, в кодексе ясно говорится, что вклад должен быть
возвращен по первому требованию вкладчика. Особенно если вкладчик – физлицо», –
разъясняет он.
Правда, юристы признаются, что пока в суд вкладчики не обращались. «Люди до
последнего надеются, что вопрос можно решить полюбовно. Тем более, что
ограничения НБУ, возможно, скоро будут отменены, а рассмотрение иска в суде
может длиться не один месяц, не говоря уже о судебных издержках», – отмечает
Ильяшев.
Официально представители банковских учреждений заявляют, что в их банках нет
проблем со снятием депозита, если пришло время завершения срока вклада и никто
права клиентов не нарушает. «Если имеется пункт об автоматической пролонгации,
то банк может продлить договор при условии, что клиент заранее не уведомил о
намерениях закрыть счет. Так что нужно винить не банки, а свою нерасторопность»,
– поясняет зампредседателя банка «Финансы и кредит» Игорь Львов. Но он так же,
как и юристы, рекомендует обращаться в суд, если возникают какие-либо проблемы.
Неофициально же банкиры говорят, что в условиях финансового кризиса они любыми
способами стараются ограничить отток средств.
комментировать новость
|