ВАЛЕРИЙ ГЛУЗМАН: Евразийская «миротворческая»
орда
В украинском Генштабе
внимательно изучили результаты сессии Совета Организации Договора о коллективной
безопасности (ОДКБ), которая прошла в Москве на прошлой неделе.
Напомним вкратце о результатах сессии ОДКБ, состоявшейся в столице РФ 4 февраля.
На этом собрании, участие в котором приняли президенты РФ, Беларуси, Армении,
Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, было принято решение о
создании так называемых Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР).
Причем, Секретариату ОДКБ было поручено в течение 3-х месяцев подготовить
предложения относительно организационно-штатной структуры, численности КСОР,
механизма их формирования, и самое интересное, ЕДИНОГО КОМАНДОВАНИЯ.
Предполагается, по задумке создателей, иметь в развернутом состоянии 15-16
тысячный контингент КСОР.
Предварительно планируется включение в состав КСОР 10 тысяч российских
военнослужащих (98-ая воздушно-десантная дивизия, 31-я отдельная
десантно-штурмовая бригада, до 60-70 боевых самолетов и вертолетов, отдельных
рот и батальонов ВВ МВД РФ и МЧС). Казахстан планирует выделить в КСОР 3-4
тысячи военнослужащих из состава 4-х десантно-штурмовых бригад своих
аэромобильных войск. Остальные страны планируют ограничиться по одному сводному
батальону (роте), общей численностью в 2 тысячи человек.
При создании КСОР его главные задачи были определены создателями весьма туманно
и расплывчато и внешне напоминали некое подобие целей и задач «Тимура и его
команды». Они были обозначены, как некое эфемерное «коллективное отражение
вооруженной агрессии», а так же «проведение специальных операций по борьбе с
международным терроризмом, экстремизмом и т.д.» ну и, разумеется, «проведение
миротворческих операций».
Другими словами, под эгидой РФ создается некий «универсальный» корпус быстрого
реагирования, способный как террористам «навешать», так и миротворческую
операция забабахать. Такой себе «шапунь-кондиционер в одном флаконе». Но в
мифический альтруизм и миротворчество кремлевских чекистов не верится, как
говорил Жванецкий, «раз и навсегда». Ибо их понятия о «миротворчестве» очень
сильно отличаются от общепринятых в мировом масштабе и обычно обозначают для
соседних стран прямую аннексию территорий, на которой вознамерились «помиротворить»
эти товарищи. Взять хотя бы декларацию о том, что «КСОР будут проводит
миротворческие операции и за пределами стран-членов ОДКБ» уже наводит на
размышления.
Было бы, конечно, весьма наивно считать, что эти военно-политические забавы
наших братских, а местами просто «стратегически братских» соседей останутся без
внимания военного руководства нашей страны. Как бы там ни было, дело происходит
на наших восточных и северных границах, в непосредственной близости от основных
экономических, политических и административных центров страны. И посему
появления каких-либо «единых сил», да еще и под неким смутным «единым
командованием» (читай российским) на наших границах не может не волновать людей,
в силу своих служебных обязанностей, отвечающих за национальную безопасность
Украины. В первую очередь это касается украинских военных. Ибо им первыми
придется столкнуться с этими азиатскими «миротворцами», если что. И потому, кого
уж вряд ли введут в «братский самообман» все эти благие пожелания создателей
КСОР, так это именно их.
В Генеральном штабе Вооруженных Сил Украины весьма скрупулезно и внимательно
ознакомились с этими «планами по коллективной безопасности» наших соседей и
пришли к довольно прогнозируемым выводам. На сей счет существует даже
специальный документ, подписанный начальником Генерального штаба ВСУ и
доложенный Министру обороны Украины.
Согласно анализу украинских военных, сама по себе концепция КСОР представляет
собой банальное «слизывание» и «симбмоз» двух взаимоисключающих принципов –
«частей постоянной готовности» советского образца и существующих ныне в Европе
межгосударственных формирований быстрого реагирования. Украинские военные, мягко
говоря, сильно сомневаются, что такого рода симбиоз может быть эффективным. И
хотя господин Медведев гордо заявил о том, что «КСОР будут по своему боевому
потенциалу, техническому оснащению и уровню подготовки не хуже Сил быстрого
реагирования НАТО», в это верится с большим трудом. Ибо надо быть полным
идиотом, что бы не понять, что никаких «совместных действий», тем более за
пределами ОДКБ, не получится. Все эти киргизии и таджикистаны в КСОР
присутствуют исключительно «ради мебели», а главной ударной силой в их составе
будут два российских мобильных соединения с эпизодическим подключением возможно
казахских и белорусских подразделений. Ко всему прочему, нынешний уровень
мобильности всех этих разнородных формирований весьма низок, особенно у
формирований среднеазиатских стран (в лучшем случае, это некая азиатская калька
с советских принципов) и ни о каком «не хуже НАТО» господин Медведев может даже
не мечтать.
Второй вывод, к которому пришли украинские военные, так же понятен и
прогнозируем. Главные задачи КСОР лежат в плоскости сугубо военных и специальных
операций, миротворчество рассматривается в этом отношении создателями КСОР
исключительно как второразрядная и вспомогательная задача. Да и само это
«миротворчество» под эгидой КСОР, да еще и за пределами стран Ташкентского
пакта, будет наверняка носить, мягко говоря, весьма специфический характер и
вряд ли его можно будет в полной мере назвать именно «миротворчеством».
Включения в состав КСОР в качестве их основы откровенно наступательных
соединений (а воздушно-десантные и десантно-штурмовые части никоим образом к
оборонительным не отнесешь) вообще свидетельствует о неком скрытом смысле всех
этих игрищ по созданию «совместных сил».
Создание «под зонтиком» РФ неких «общих сил» и разнообразных «совместных
формирований» на просторах бывшего СССР для российского руководства уже давно
превратилось в некую «идею фикс». Однако до сих пор из всех этих затей обычно
получался пшик. Гробится на эти затеи куча денег из российского федерального
бюджета, усилий, материальных ценностей, разворачиваются базы и проводятся
учения. В конечном итоге, результат оказывается не таким, на который
рассчитывали.
Так, впервые от громких заявлений и слов к практической реализации дело дошло в
2001 году, когда были созданы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР),
основная их часть дислоцировалась на авиабазе Кант в Киргизии. В течение
2001-2006 годов в рамках КСБР как в двухстороннем, так и в многостороннем
формате было проведено несколько учений на территории Киргизии, Таджикистана и
Казахстана. Но КСБР в конечном итоге так и не достигли необходимого уровня
оперативных возможностей. Сегодня эти формирования вернулись к выполнению задач
в рамках своих национальных вооруженных сил. Ибо, как оказалось, действовать
совместно подразделения армий ОДКБ «не всегда готовы». В том числе, в силу
наличия «неких разногласий в сфере национальных интересов» между некоторыми
странами-членами ОДКБ (дело порой чуть не доходило до прямого вооруженного
столкновения между странами-членами ОДКБ, например между Узбекистаном и
Таджикистаном за ресурсы, особенно водные).
Но в упомянутом документе, подготовленном в Генштабе Вооруженных сил Украины,
довольно четко и недвусмысленно определяются действительные цели и планы
создания КСОР: «Доминирующая роль Российской федерации в создании КСОР ОДКБ
усиливает ее лидирующее положение на постсоветском пространстве и дает
дополнительные рычаги влияния (давления) на руководство стран-членов ОДКБ
относительно расширения зоны «управляемой демократии» и своего
геостратегического влияния на постсоветском пространстве».
Но все же самое опасное и тревожное для Украины наши военные видят несколько в
другой плоскости:
«Создание КСОР дает в руки руководству Российской федерации «легитимные»
основания, под видом «борьбы с проявлениями экстремизма и региональной
нестабильности», для вмешательства во внутренние дела стран ближнего зарубежья с
целью устранения от руководства ими оппозиционных Москве политических сил
(национальных движений) и приведение к власти прокремлевских политических
режимов».
Конечный вывод украинского Генштаба относительно появления на наших восточных
границах очередного изыска кремлевских стратегов таков:
«Для Украины, государства, расположенного на перекрестке противоречий по оси
Восток-Запад, которое к тому же не принадлежит ни к одному военно-политическому
альянсу, это означает существенное возрастание уровня угрозы национальной
безопасности и требует укрепления соответствующих оперативных возможностей
Вооруженных Сил Украины, прежде всего их Объединенных сил быстрого
реагирования».
Правда, есть основания думать, что с «восточным НАТО» у россиян получится точно
по Черномырдину – то есть, «как всегда». Не успев еще как следует напугать
«постсоветское пространство», это военно-политическое детище начинает уже
«рассасываться» и рассыпаться. Неуклюжая внешняя политика Кремля (главным
образом из-за непомерной жадности, апломба и претензий на «старшего брата»)
может элементарно похоронить так и не родившийся КСОР. Почти сходу из КСОР
выпала Беларусь, которая «формально» является самым близким союзником РФ. Такой
«засады» от Лукашенко в России явно не ожидали. Но началось все с
пресс-конференции посла РФ в Белоруссии господина Александра Сурикова, который
красочно и живописно прокомментировал подписанный 4 февраля договор о КСОР. По
его словам выходило, что вполне возможно (согласно договору о создании КСОР),
что белорусским военным «светит» в скором времени принять самое непосредственное
участие в борьбе с «проявлениями экстремизма» за пределами белорусских лесов и
болот. Например, в окрестностях какого-нибудь киргизского арыка, богатого водой,
или отправится патрулировать южные предгорья Кавказа в Южной Осетии. В Беларуси
эти «комментарии» российского посла переваривали сутки. И уже 5 феврали выдали
симметричный ответ. Министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов быстро
охладил пыл российских стратегов сообщив, что законы его страны «не
предусматривают участие белорусских солдат в военных действиях за рубежом».
Россияне попытались «додавить ситуацию». На следующий день, неугомонный
российский посол опять выступил с «комментариями». Коснувшись КСОР, он пояснил,
что «межгосударственные соглашения имеют большую юридическую силу, чем
внутреннее законодательство страны». Когда же ему задали прямой вопрос о
возможности посылки белорусских военных в какую-нибудь Ферганскую долину для
«борьбы с наркотрафиком» или их прямого участия в боевых действиях под эгидой
КСОР, то он ответил на это утвердительно. Однако, все точки над «i» в вопросе
участия белорусских парней в какой-нибудь очередной «операции умиротворения»,
затеянной московскими генералами на окраинах бывшей империи, расставило
заявление пресс-секретаря белорусского МИДа Андрея Попова. В весьма
непринужденном тоне он заявил, имея в виду именно «комментарии» российского
посла, что «уж точно не послы других государств будут разбираться и толковать
нюансы белорусских законов». После чего «контрольно» добавил спич о том, что
документ ОДКБ по КСОР еще вовсе не имеет статуса международного соглашения.
В общем, похоже, россиянам придется самим «умиротворять». Желающих портить
отношения со своими соседями под российским водительством, судя по всему, в
приличном количестве, не говоря уж о качестве, не набирается.
Но это не повод расслабляться украинским военным и политикам. Ибо в попытках
«возродить былое величие» российский режим выбирает самые простые пути, то есть
– авантюрные. Будь это указанные КСОР или «миротворчество» на территории Грузии.
Но опасность фантазий кремлевских кровососов в том, что они неизменно направлены
на кровопролитие.
Валерий ГЛУЗМАН, прапорщик
комментировать новость
|